Математическая школа
Расписание занятий математической школы
XIV Всероссийской смены «Юный математик»
Разбивка по группам (PDF 433 kb)
|
Первый цикл занятий
12.09 - 14.09
|
Второй цикл занятий
15.09 - 17.09
|
Группа 7-8-1
7 - 8 класса
|
Емельянов Л.А.
Геометрия
|
Кузнецов Д.Ю.
Комбинаторные задачи экстремального типа
|
Группа 7-8-2
7 - 8 класса
|
Кузнецов Д.Ю.
Комбинаторные задачи экстремального типа
|
Волченков С.Г.
|
Группа
9 класса
|
Голованов А.С.
"Третья арифметика", элементарная теория чисел, теорема Вильсона
|
Челноков Г.Р.
Идея усреднения. Метод двойного подсчета.
|
Группа
10 - 11 класса
|
Волченков С.Г.
Комбинаторная геометрия и графы
|
Емельянов Л.А.
Геометрия
|
Группа Профи
10 - 11 класса
|
Челноков Г.Р.
Разбор задач, решаемых леммой Фаркаша
|
Голованов А.С.
Основные идеи линейной алгебры
|
Аннотации курсов
Голованов Александр Сергеевич
Группа 9 класса: Занятия посвящены "третьей арифметике", идеям и методам элементарной теории чисел, доступным тем, кто освоил базовые сюжеты делимости и разложения на простые множители, а затем основные технические результаты уровня теоремы Вильсона. Кроме общих методов решения задач мультипликативной арифметики обсуждались китайская теорема об остатках, лемма об уточнении показателя, метод спуска.
Группа 10-11: Мы обсудим приложения основных идей линейной алгебры к самым разным задачам: комбинаторным, арифметическим, геометрическим и неравенствам.
Емельянов Лев Александрович
Группа 7-8-1: Неравенство треугольника. Диаметр фигуры. ГМТ.
Группа 10-11: Экстремальные свойства площади и периметра. Прямая Эйлера, формула Эйлера, лемма Мансиона, поразим Понселе. Точка Шиффлера, теорема Веррьера.
Челноков Григорий Ривенович
Лемма Фаркаша --
один из ключевых инструментов теории оптимизации, вкупе с еще
несколькими фундаментальными соображениями послужившая основой для
созданного в шестидесятых годах двадцатого века раздела математики,
позже получившего название "Линейное программирование". В данном курсе
упор
делается на разбор задач, решаемых леммой Фаркаша, начиная от
использовавшихся в математических олимпиадах школьников и заканчивая
(если успеем) основным результатом
статьи, опубликованной в топовом математическом журнале (N. Alon, Piercing d -Intervals, Discrete & Computational Geometry 1998), тем не менее не требующем
для своего получения почти ничего кроме леммы Фаркаша.
Кузнецов Дмитрий Юрьевич
"Комбинаторные задачи экстремального типа". Разбираются основные методы доказательства оценки в комбинаторных задачах типа "Оценка + пример" на досках.
Темы вечерних лекций
10.09
Г.А. Носов. Лекция по биологии для всех участников смены на тему:
"Эволюция зрения"
13.09
Д.Ю. Кузнецов. Лекция по математике для всех участников смены на тему:
"Различные подходы к решению "графской" задачи"
14.09
Д.Ю. Кузнецов. Лекция по математике для учащихся 7-9 классов
Г.Р. Челноков. Лекция по математике для учащихся 10-11 классов. Краткая аннотация лекции:
"Рассмотрим две задачи.
Первая -- знаменитая теоремма Руффини-Абеля: не существует формулы,
выражающей через коэффцииенты уравнения пятой степени посредством
рациональных операций (сложение, вычитание, умножение, деление) и
извлечения корней (любой степени) корни исходного уравнения.
Вторая: в стену вбиты n гвоздей. Можно ли так намотать на них веревочную
петлю, чтобы она не стягивалась, но если удалить любой из гвоздей --
уже стягивалась бы.
На этой лекции мы разберем вторую задачу и посмотрим, как она помогает в
решении первой. Обратите внимание: СУЩЕСТВОВАНИЕ петли помогает
доказать НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ формулы.
Перед лекцией рекомендуется попробовать порешать задачу о петле самостоятельно.
Для понимания основной части лекции (когда наиграемся с веревочкой и
перейдем к рассмотрению формул) желательно знакомство с комплексными
числами; хотя необходимый теоретический минимум будет рассказан на
лекции."
17.09
А.В. Савватеев. Лекция по математике для 10-11 классов на тему:
"Теория игр. Покер"
О.В. Верходанов. Лекция по астрономии для 7-9 классов.
"Это точная наука - космология"
18.09
А.В. Савватеев. Лекция по математике для 7-9 классов на тему:
"Теория игр. Прятки"
О.В. Верходанов. Лекция по астрономии для 10-11 классов.
"Где находится край Вселенной и зачем нам это надо знать?"
|